Идентификация
Сигнатура
Название
Дата(ы)
- 1916 - 2003 (Creation)
- 2007 (Accumulation)
Уровень описания
Объем и носитель хранения
4 описи.
Контекст
Имя автора
Архивная история
Большинство материалов фонда были собраны В.И. Масловым в процессе работы над темой истории канала им. Москвы. Значительную часть материалов, а именно документы инженера-мостостроителя Александра Семеновича Бачелиса, В.И. Маслов получил из семейного архива Изабеллы Михайловны Бачелис. Они были переданы «Мемориалу» в 2007. Также В.И. Маслов передал «Мемориалу» и другие документы, вкл. приказы по Волгострою за 1941 и воспоминания И.А. Гусева о строительстве Северной водопроводной станции.
Immediate source of acquisition or transfer
Содержание и структура
Рамки и содержание
Материалы фонда содержат документы, собранные В.М. Масловым для написания книги об истории канала им. Москвы. Прежде всего это материалы А.С. Бачелиса, охватывающие разные периоды жизни и трудовой деятельности последнего: биографические документы, рабочие материалы (в т.ч. связанные с проектированием и строительством моста через шлюз канала), переписка, фотографии и пр. Кроме того приказы по Волгострою-Волголагу 1941 г., воспоминания И.А. Гусева о Северной водопроводной станции и др. Отдельные документы разных лиц, в т.ч. статьи о строительстве канала. Документы 1916–2003 (отдельные недатированные, возм., ранее), преимущественно 1930-х – 1960-х и 1980-х гг.
Appraisal, destruction and scheduling
Accruals
System of arrangement
Опись 1 – материалы А.С. Бачелиса;
опись 2 – материалы архива В.И. Маслова – А.С. Бачелиса;
опись 3 – документы Волгостроя - Волголага НКВД;
опись 4 – Северная водопроводная станция Московского водопровода
Условия доступа и воспроизводства
Условия доступа
Условия воспроизводства
Language of material
Script of material
Language and script notes
Физические характеристики и технические требования
Finding aids
Связанные материалы
Existence and location of originals
Existence and location of copies
Related units of description
Заметки
Примечание (биографическая история)
Канал им. Москвы (до 1947 канал Москва – Волга им. Сталина). В 1931 на пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве канала, призванного решить проблемы водоснабжения Москвы и улучшить транспортные коммуникации. Начальником строительства был назначен Л.И. Коган, бывший начальник Беломорстроя ОГПУ. Главным архитектором канала – С.Я. Жук. Заполнение канала водой было произведено 17 апреля 1937, работы продолжались до 1938. Осенью 1932 для строительства был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь, ставший крупнейшим лагерем ГУЛАГа. Заключенные Дмитлага были основной рабочей силой на сооружении канала, а лагпункты размещались на всем протяжении трассы строительства. Во время осуществления работ с 1932 по 1938 гг. погибли несколько десятков тысяч человек, многие были захоронены в братских могилах прямо на берегах канала.
14 сентября 1935 ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о создании гидроузлов в районе Углича и Рыбинска. Главными целями программы были обеспечение судоходного подхода со стороны Волги к каналу Москва – Волга, создание водохранилища и выработка электроэнергии. В составе НКВД СССР было образовано специальное строительно-монтажное подразделение Волгострой. Для осуществления работ был создан Волжский исправительно-трудовой лагерь. В результате строительства были затоплены огромные территории с сотнями населенных пунктов. В феврале 1942, после окончания строительства, на базе Волголага был сформирован Рыбинский ИТЛ.
Валентин Иванович Маслов (1936–2013).
краевед-исследователь, заслуженный учитель Российской Федерации, почетный гражданин Мытищинского района.
Родился 9 сентября 1936 в поселке Красная Звездочка (Мытищинский район). В 1955 окончил Мытищинский машиностроительный техникум. Позже руководил духовым оркестром техникума, преподавал. Как краевед-исследователь был автором многочисленных журнальных и газетных статей, нескольких монографий, в т.ч. посвященной каналу Москва-Волга. Умер 13 мая 2013.
Александр Семенович (Шамович) Бачелис (1903–1968).
Инженер-мостостроитель, изобретатель.
Родился 6 июля 1903 в Киеве. В 1927 с отличием закончил факультет инженеров путей сообщения Киевского политехнического института, получил специальность мостостроителя. С 1927 работал в различных проектных учреждениях, автор около 100 реализованных проектов железобетонных сооружений. В 1935–1937 на строительстве канала Москва – Волга (с сент. 1936 по дек. 1937 – начальник отдела мостов строительства канала). В это время по его проекту и под личным руководством построен арочный железнодорожный мост через шлюз № 8 канала, на момент постройки наибольший в СССР по своему пролету. За эту работу награжден орденом Трудового Красного знамени. Также автор проектов ряда мостов для Северного канала и р. Яуза в Москве и мн. других сооружений. В 1939 - начальник отдела дорог и мостов в Московском проектном секторе строительства Куйбышевского гидроузла; в 1940–1941 гг. – главный инженер строительства советской военно-морской базы в Эстонии. В годы войны – на разных ответственных должностях в Главстройуправлениях Наркомстроя по Дальнему Востоку и Челябинску, в Дунайском строительно-монтажном тресте Главморстроя НКМФ и др. организациях. В 1960-х гг. в научно-исследовательском секторе Всесоюзного института «Гидропроект» им. С. Я. Жука. Занимался преподавательской и научной деятельностью. Автор ряда изобретений и технических усовершенствований в области железобетонных конструкций и строительства. Умер 28 апреля 1968 года.
В.И. Маслов. Канал имени Москвы. Стройка века. Судьбы людей. К 75-летию открытия канала. М.: ОАО "Типография "Новости", 2012
Альтернативный идентификатор(ы)
Архивный шифр
Global identifier
Точки доступа
Subject access points
Place access points
Name access points
Тип документа
Контроль описания
Description identifier
Institution identifier
Правила описания
ISAD(G), Second Edition, Ottawa 2000.